Интеллектуальный труд

Человек отличается от животных в наибольшей степени тем, что обладает сознанием. Сознание - это понимание человеком связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира, своего места в нем, а также своих мыслей, действий, чувств. Сознание является результатом осознания действительности, которое осуществляется в результате умственного труда. Собственно, благодаря умственному труду и появляется сознание. Его развитие, становление тесно связаны с участием человека и в других, кроме интеллектуального, видах труда - физическом, душевном. Но именно умственный труд (и только он!) позволяет человеку узнать мир и понять свое место в нем. А это место для каждого индивида уникально, поэтому сознание в истинном его смысле не может быть сформировано в результате ученической, учебной деятельности, оно формируется лишь в процессе интеллектуального труда самого человека.

Начальным этапом интеллектуального труда является узнавание. Для ребенка (и для взрослого) узнавание новых предметов, процессов, явлений стоит немалых трудов. Это как бы отделение, выделение их из среды других предметов и процессов и выяснение их строения, свойств, назначения. Работа мышления, выполняемая для узнавания предметов, процессов, всегда сопровождается определенными чувствами. Она и начинается благодаря эмоциональному толчку, стимулу, который заставляет мысль работать, а затем и определить более отдаленную цель этой работы.

Эмоциональнее и умственное напряжение, мыслительная деятельность, выполняемая первооткрывателем, исследователем, познающим неизвестное, есть интеллектуальный труд. Поскольку

учение для школьника тоже познание, открытие нового, неизвестного, хотя и всего лишь субъективно неизвестного, постольку часто говорят, что учение - это интеллектуальный труд учащихся. Однако ученики не сами открывают новое. Им помогают в том учителя, учебники, телевизор, радио, которые открывают детям новое, объясняют, в чем его суть, как его можно использовать. В этом случае об интеллектуальном труде учеников говорить еще рано. Но в тех редких случаях, когда учитель стимулирует и организует самостоятельный поиск учащихся с целью открытия ими неизвестного, их учебная работа (учение) приближается по своему характеру и содержанию к интеллектуальному труду.

Почему редких? Потому, что для открытия и даже субъективно нового необходимо слишком много времени и труда. У учащихся просто нет возможности открывать заново все знания, которые необходимо усвоить за время ученичества, сколько бы ни сокращали содержание образования (тем более, что содержание образования отнюдь не сокращается).



Значит ли это, что включение детей в интеллектуальный труд в процессе обучения (т.е. в процессе узнавания ими нового) фактически невозможно? Отнюдь нет. Да, оно объективно ограничено, но не полностью исключено. Дело в том, что интеллектуальный труд выполняется не только при «узнавании». Выяснение сущности узнанного объекта, т.е. установление его происхождения, причин появления, структуры и свойств, связей с другими объектами и т.д., требует большой работы ума. Определение истинного места изменяющегося предмета, процесса в динамичной системе мира и своего отношения к нему есть процесс его понимания, который всегда индивидуален и субъективен. И если организовать открытие детьми всего нового, что они узнают в школе невозможно (да и не нужно), то возможностей превратить понимание нового в интеллектуальный труд достаточно много: выяснение происхождения, структуры, свойств и т.д. предъявленного для изучения нового объекта может осуществляться и самими учениками при разной, естественно, степени их самостоятельности в различных условиях.

Вообще развитие сознания в онто- и филогенетическом планах можно представить в виде следующей последовательности и соответственно следующих его уровней: узнавание, понимание, приспособление к узнаваемому, приспособление и использование узнанного, изменение с целью использования, преобразование и совершенствование, создание нового. Самый высокий уровень сознания - творческий. По природе своей человек - существо творческое, и сознание его, развивающееся в благоприятных условиях, имеет действенно-преобразующий характер. Однако в неблагоприятных условиях развитие сознания может остановиться на любом из его этапов, в том числе и на уровне узнавания или понимания и даже не приспособления к жизни в познанном мире, а просто существования в нем, пока это возможно.

Поэтому важной задачей школы должно быть включение учащихся в интеллектуальный труд, формирующий высокие уровни сознания. Богатыми возможностями включения ученика в такой труд располагает их деятельность по мысленному преобразованию предметов, усовершенствованию и созданию в мышлении образов новых предметов, процессов. Особое значение имеет воплощение идеальных образов в реальных моделях (недействующих и действующих), что наиболее часто осуществляется на занятиях в кружках, секциях, студиях, творческих комнатах, а иногда и на уроках. Если же мысленное преобразование предмета не воплощается в реальном его изменении или хотя бы моделировании этого изменения, то работа по идеальному его изменению не получает своего завершения и превращается при неоднократном повторении в мечтания, грезы, отрицательно сказывающиеся на развитии личности.



Интеллектуальный труд в полном его виде подразумевает кроме постановки цели и деятельности по ее достижению получение реального результата - проекта, расчета, художественного произведения и т.п., - того, что может анализироваться и обязательно анализируется автором и что прямо или косвенно совершенствуется им в дальнейшей работе. На этом этапе интеллектуальный труд тесно связан с физическим - не только в случае строительства спроектированного здания или изготовления изобретенного устройства, но и в работе писателей, артистов, художников. Эта связь, обеспечивающая воплощение замысла в действительность, характеризует важное отличие интеллектуального труда от учения, в котором тоже основу составляют мыслительные действия. Но в учении это действия по запоминанию и пониманию, а в интеллектуальном труде - по преобразованию, исследованию, созданию нового.

Ученик учится писать, составлять последовательные сообщения. Это учение. Затем он собирает материал в учебной и специальной литературе и пишет сочинение, составляет доклад на ученическую конференцию, пишет статью в школьную газету. Это уже его интеллектуальный труд. И чем больше в его работе будет от труда, а не от учения, тем больше самостоятельности он проявит.

То же самое можно сказать и о выполнении учениками математических расчетов, проектировании изделий в школьных мастерских, планировании опытов на пришкольном участке. Во всех этих случаях предметами интеллектуального труда школьников являются слова и их содержание, знаки и символы, выражающие понятия и их отношения.

В других случаях предметами интеллектуального труда школьников могут быть человек с его знаниями, чувствами и отношениями с другими людьми или технологический процесс с его зависимостью от меняющихся условий, в которых необходимо поддержание определенного порядка его протекания. Несмотря на существенное различие этих разновидностей труда, они все же должны быть отнесены к труду интеллектуальному: ведь и в первом, и во втором случае действия выполняются главным образом умственные. В первом случае в сознании отыскиваются и реализуются варианты оптимального управления деятельностью человека или группы людей. Это труд управленческий, труд организатора. Школьники должны принимать в нем участие для укрепления самосознания, эмоциональной уравновешенности, развития способности налаживать контакты с различными людьми, воздействуя на них в нужном направлении и др. У этой разновидности интеллектуального труда самая тесная связь с деятельностью общения.

Во втором случае осуществляются наблюдение, анализ хода и регулирование того или иного технологического процесса. Участие в этом труде развивает внимание, скорость реакции, умение принимать решение с учетом различных обстоятельств и другие полезные качества.

Дело, конечно, не в том, чтобы все школьники в равной степени занимались этим и тем трудом. Важно, чтобы, занимаясь преимущественно тем, в котором сопутствует наибольший успех, каждый принимал участие и в других видах труда, развивая в себе объективно необходимые качества человека - общественника, ответственного гражданина.

Условия общественной жизни сейчас неизбежно определяют в качестве самой важной разновидности интеллектуального труда учащихся тот, предметом которого являются различные символические обозначения (числа, буквы, формулы, схемы, коды и т.п.). Но все-таки важно не забыть и о других: без них сознание будущего гражданина общества будет развиваться однобоко, важнейшие качества человека - гуманиста и участника производственных процессов будут развиваться стихийно. Самый сложный из разновидностей интеллектуального труда тот, предметом которого является человек. Несмотря на давно декларируемую необходимость развития в школьных коллективах подлинно коллективистских отношений, в которых каждый развивался бы и как исполнитель, и как организатор, наша школа пока не очень преуспела в этом. А ведь именно в них, прежде всего, формируется и развивается человек как сознательный участник общественного процесса.

С целью более конкретного представления о содержании и характере деятельности учащихся в процессе интеллектуального труда можно рассматривать иные его разновидности, чем в случае выделения их по признаку различия предмета труда. В этом случае можно выделить такие разновидности, как реферативно-воспроизводящий труд, собирательно-аналитический, просветительский, абстрактно-комбинаторный, художественно-творческий, организационно-управленческий. Причем последний (организационно-управленческий) целесообразно рассматривать в отношении как человека, групп людей, так и технологического процесса, современного технического устройства (компьютера, например).

В обычных жизненных условиях необходимость выполнения интеллектуальной работы часто возникает в процессе осуществления физического труда, если он не непрерывен и не слишком легок. Возникающая необходимость его планирования, выбора рационального пути порождает мысль, умственный поиск. Однако этого не происходит в случае механического непрерывного повторения известных действий. Воистину человек не может воздвигнуть более надежной преграды перед интеллектуальным трудом, чем непрерывный тяжелый физический труд (К. Маккалоу).

Вот и учение в этом отношении сродни труду физическому. Самой мысли (мышлению как процессу) в учении остается очень мало места, если оно непрерывно, почти непосильно. Если в нем нет места какому-то из элементов разумного труда (постановке ли цели, планированию предстоящей работы, выполнению действий, достижению реального результата, его анализу или совершенствованию способов и итогов деятельности), то учение становится антиподом, а не сателлитом интеллектуального труда.

Велики ли ценности, которые в этом труде могут создать ученики, учащиеся школы? Не так уже редки случаи, когда учащиеся общеобразовательной школы, профессионально-технических учебных заведений создают гуманитарные и технические ценности (стихи, музыкальные произведения, делают научно-технические изобретения и открытия).

Можно отметить, что в истории школы и педагогики за рубежом и в нашей стране все устойчивые системы воспитания основывались на сочетании интеллектуального и физического труда, в котором преобладающую роль явно или неявно все-таки играл труд интеллектуальный. И чем большую роль играл труд интеллектуальный, тем устойчивее оказывалась воспитательная система. Например, даже в школах-колониях Роберта Оуэна, известных своей ориентацией на производительный, в том числе индустриальный, труд, воспитание решало практическую задачу всемерного развития способности рассуждать, стимулировало развитие критичности суждений. В школе С. Френе (1896-1966) важное место в воспитательной системе было отведено школьной типографии, которая печатала произведения учеников. То же можно сказать и о системах Д. Дьюи, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

Какие же условия следует соблюдать, чтобы умственный труд был эффективным средством воспитания?

Прежде всего нужно, чтобы для него было достаточно времени. Отсутствие времени для размышлений, для обдумывания действий и ситуации вообще исключает интеллектуальный труд из сферы человеческой деятельности, лишая интеллектуального содержания и другие ее виды. Ощущая это, один ученик VII класса так ответил на вопрос о том, что бы он изменил в школе, если бы был министром: «Я бы ввел уроки собственных изобретений». А известный петербургский учитель Е.Н .Ильин на уроках отводит специальное время для придумывания детьми вопросов, которые оцениваются тем выше, чем они труднее.

Кроме того, важно соблюдение таких условий:

- обучение детей приемам умственной деятельности: сравнению, анализу, синтезу, классификации, общению и др.;

- обеспечение условий для получения личностно и общественно значимого результата труда;

- предоставление достаточного разнообразия объектов труда с возможностью выбора наиболее соответствующего индивидуальности учащегося (создание широкого поля интеллектуального труда);

- ознакомление с научными и практическими проблемами современности, обучение видению проблем в реальной жизни и методике их исследования;

- создание материально-технических и организационных условий для опытничества, творческой деятельности по разным направлениям, как минимум - по всем учебным предметам, изучаемым в школе;

- одобрение успехов, публичное признание достижений каждого в интеллектуальном труде.

Каждый ребенок, ученик хочет быть создателем нового, первооткрывателем. Познавать мир дети начинают, изучая его как исследователи. Удовлетворить это их естественное желание и природную потребность путем развития художественной самодеятельности, создания школьных газет и журналов, научных кружков, лабораторий при обязательном признании и одобрении усилий и результатов каждого участника процесса развития творческих способностей - одна из главных задач школы и отдельного учителя. Легко ли это сделать в школе, которая работает в две смены и главной, хотя и скрытой, целью которой является обеспечение усвоения учениками как можно большей суммы знаний? Нелегко. Скорее всего, возможно только для небольшого числа школьников. А в деревне, там, где школьные помещения просторны, а учеников в них немного? Скорее всего, возможностей там больше, но трудности - иного рода: сверхзанятость учителей, ограниченность материально-технического обеспечения и др. Но в любых условиях энтузиасты добиваются больших успехов: интеллектуальный труд детей становится настоящей реальностью, и учитель выполняет свою главнейшую обязанность, которая, по мнению К.Д. Ушинского, состоит в приучении воспитанников к умственному труду, что значительно важнее, нежели передача самого предмета.


3491449983569271.html
3491505122645448.html
    PR.RU™