ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ К РЕФЕРАТУ

Методические указания к подготовке реферата по дисциплине

Реферат по дисциплине «Концепции современного естествознания» является обзором источников по теме вопросов, указанных в задании. В реферате требуется раскрыть суть двух вопросов.

Реферат выполняется на листах формата А4, как в печатном виде, так и в письменном. В печатном варианте размер шрифта должен быть 12 пт.

Реферат, в обязательном порядке, должен включать в себя:

1) Титульный лист, на котором указываются вопросы задания;

2) Обзор источников по теме вопроса (объем страниц на каждую тему – не более 3 стр.!!!)

3) Список использованной литературы.

Таким образом, максимальный объем реферата не должен превышать 8 страниц. В случае превышения этого значения реферат будет отправлен на доработку!

Номер варианта соответствует номеру в списке группы.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

1 вопрос 2 вопрос 1 вопрос 2 вопрос
1. 21.
2. 22.
3. 23.
4. 24.
5. 25.
6. 26.
7. 27.
8. 28.
9. 29.
10. 30.
11. 31.
12. 32.
13. 33.
14. 34.
15. 35.
16. 36.
17. 37.
18. 38.
19. 39.
20. 40.

ТЕМАТИКА ВОПРОСОВ К РЕФЕРАТУ

Тема вопроса
1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
2. Возникновение и тенденции развития естествознания
3. Концепция «двух культур» Ч.П. Сноу.
4. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство.
5. Социокультурный смысл современного естествознания.
6. Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей.
7. Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля.
8. История античного естествознания.
9. Формирование форм научного мышления в эпоху средневековья.
10. Распространение ненаучных знаний - алхимии, астрологии,магии.
11. Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени.
12. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы.
13. Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук.
14. Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХVII-ХIХ вв.
15. Панорама современного естествознания.
16. Революция в естествознании на рубеже XX века и формирование постклассического типа рациональности.
17. Перестройка естественнонаучной картины мира и изменение стиля мышления.
18. Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в XX в.
19. Научный метод.
20. Метод, методология и методика, их взаимосвязь и различие.
21. Роль методологии в развитии научного познания.
22. Классификация научных методов и её основания.
23. Соотношение философских, общенаучных и специальных методов.
24. Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни.
25. Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика.
26. Методы эмпирического этапа познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др.
27. Методы теоретического этапа познания: анализ, синтез, идеализация, формализация, дедукция, индукция и др.
28. Тенденции развития методологии естественнонаучного познания.
29. Отличительные черты науки.
30. Взаимовлияние науки и культуры.
31. Наука и мораль.
32. «Преднаука» и наука.
33. Основные этапы развития науки: натурфилософский, аналитический и синтетический.
34. Основные концепции развития науки в XX веке.
35. Концепция научных революций Т. Куна.
36. Понятие научной картины мира.
37. Роль естественных и гуманитарных наук в формировании физической, биологической и социальной картин мира.
38. Место естественнонаучной картины мира в системе мировоззрения личности.
39. Развитие естествознания и историческая изменчивость картины мира.
40. Основные этапы развития естественнонаучной картины мира.
41. Особенности донаучной, натурфилософской картины мира.
42. Корпускулярные представления и механистическая картина мира.
43. Электромагнитная картина мира.
44. Тенденции развития современной естественнонаучной картины мира.
45. Глобальный эволюционизм как отражение всеобщей закономерности развития материи, повышение её структурной организации.
46. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры.
47. Принципы универсального эволюционизма и синергетика.
48. Порядок и беспорядок в природе, хаос.
49. Самоорганизация неравновесных систем.
50. Вселенная как неравновесная система.
51. Самоорганизация в физике (ячейки Бенара), в химических процессах (реакция Белоусова -Жаботинского), в живой природе (М. Эйген).
52. Антропный принцип существования Вселенной.
53. Кризис классического естествознания.
54. Критика классического детерминизма и формирование вероятностной его формы.
55. Современные представления о пространственно-временных характеристиках микромира.
56. Движение и изменение состояний системы.
57. Формы движения.
58. Взаимодействие как основа движения материи.
59. Типы фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.
60. Энтропия как мера беспорядка в системе.
61. Хаос и порядок в природе.
62. Энтропия и информация.
63. Принципы относительности.
64. Теория относительности и пересмотр пространственно-временных представлений.
65. Формирование представлений о неразрывном единстве материи, движения, пространства и времени.
66. Зависимость пространственно-временных параметров от тяготения.
67. Симметрия в живой и неживой природе.
68. Законы сохранения физических величин.
69. Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки.
70. Традиции и революция в астрономии XX века.
71. Модель стандартной Вселенной и основные стадии ее эволюции.
72. Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.
73. Проблема поиска и возможности существования внеземных цивилизаций.
74. Зарождение химических знаний в эпохи Возрождения и Нового времени..
75. Атомно-молекулярная концепция химизма.
76. Эволюционное объяснение явлений химизма.
77. Учение о химической эволюции.
78. Эволюционные законы химии и учение о химической эволюции.
79. Происхождение жизни в результате химической эволюции как химическая проблема.
80. Становление биологической картины и основные этапы ее развития.
81. Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания.
82. Биологические знания средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени.
83. Проблема возникновения жизни.
84. Основные концепции происхождения жизни: панспермия, самопроизвольное зарождение, креационизм, витализм и др.
85. Концепция биохимической эволюции.
86. Существенные черты живого.
87. Возникновение эволюционного учения.
88. Теория естественного отбора Ч.Дарвина.
89. Антропогенез и его основные этапы.
90. Основные этапы развития генетики.
91. Природа мутаций.
92. Основные направления современного развития генетики.
93. Генетика и проблема соотношения биологического и социального в человеке.
94. Понятие самоорганизации.
95. Самоорганизация в живой и неживой природе.
96. Самоорганизация и кибернетика.






3489145296346759.html
3489196407109245.html
    PR.RU™