Задание 1. Инструменты организационно-распорядительного регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации

Как следует из названия, эти инструменты основаны на принуждении, запретах, ограничениях; объект регулирования обязан выполнить указания субъекта вне зависимости от собственной воли и желаний; в случае неисполнения виновные лица подлежат наказанию. В процессе трансформации централизованно управляемой экономики в рыночную, сокращаются масштабы применения директивного планирования и нормирования, вместе с тем не снижается актуальность государственных законов, правил, норм, стандартов, требующих строгого соблюдения, других распорядительных форм. Налаживание отношений между Федерацией и ее субъектами касается, прежде всего, распределения и перераспределения бюджетных средств для выравнивания доходов и уровня развития регионов страны, оказания содействия удаленным, депрессивным регионам. Инструменты, призванные обеспечить решение данной задачи – межбюджетные трансферты: субсидии, субвенции, дотации и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам.

Задача 1. Изучив экономическое толкование понятий (см. Глоссарий), проведите сравнительный анализ межбюджетных трансфертов:

а) по целям;

б) безвозмездности;

в) возвратности распределяемых финансовых средств. Результаты оформите в виде таблицы.

Условия распределения межбюджетных трансфертов* Субсидии Субвенции Дотации
Целевое использование (да, нет, частичное)
Безвозмездность (да, нет, частичная)
Возвратность (да, нет, частичная)

* Примечание. Подробнее см.: Бюджетный Кодекс Российской Федерации: федер. закон № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. (в ред. от 30.12.2008 г., с изм. от 09.02.2009 г.). Ст. 139 // Консультант Плюс.

Задача 2. Рассчитайте:

а) удельный вес межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований в расходах Федерального бюджета за период 2013–2014 гг.;

б) структуру самих межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований за период 2012–2014 гг. в процентах. Заполните таблицу. Обоснуйте полученные результаты.

Межбюджетные трансферты из Федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ в период 2012–2014 гг.

Наименование расходов Сумма, млрд р. Удельный вес, %
Расходы Федерального бюджета, всего 7 943,0 8 888,3 9 546,6 100,0 100,0 100,0
В том числе:
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и МО 2 987,1 3 617,6 3 994,4
Из них:
Субвенции 227, 8 224,6 241,3
Субсидии 181,5 73,8 72,8
Дотации 432,0 455,0 482,7
Трансферты внебюджетным фондам 2 145,8 2 864,2 3 197,6

Задача 3. Финансовая помощь в форме субвенций предоставляется в процессе бюджетного регулирования в основном для финансирования государственных минимальных социальных стандартов. Что включает наиболее затратная статья этих расходов – социальная помощь?



Структура субвенций из Федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ в период 2011–2014 гг.

Направления Удельный вес, %
Субвенции, всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Руководство и управление в сфере установленных функций Охрана и использование объектов животного мира Рыболовное хозяйство Водохозяйственные мероприятия 5,10 0,03 0,03 1,79 4,31 0,02 0,02 1,47 5,05 0,02 0,02 1,71 5,38 0,02 0,02 1,59
Вопросы в области лесных отношений Социальная помощь Реализация государственной политики занятости населения Мероприятия по борьбе с беспризорностью, по опеке и попечительству Физкультурно-оздоровительная работа и спортивные мероприятия Осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд 10,95 58,17 23,87 0,02 0,00 0,04 7,74 66,04 18,87 0,02 1,49 0,02 8,26 64,94 19,63 0,02 0,34 0,00 7,75 66,44 18,46 0,02 0,32 0,00

Задача 4. Проанализируйте структуру субсидирования по направлениям реализуемых полномочий в 2014 г. Каково распределение финансовых средств на экономические и социальные цели?

Распределение средств по направлениям субсидирования
из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в 2014 г.



Направления субсидирования Сумма
млрд р.* %
Всего: 181,46 100,00
В том числе:
1) на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений 1,90 1,05
2) на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований и государственных библиотек городов Москва и Санкт-Петербург 0,45 0,25
3) на поощрение лучших учителей на 2009 г. 1,00 0,55
4) на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, перечень типов которых определен Правительством Российской Федерации 11,18 6,16
5) на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей 1,31 0,72
6) на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан 21,89 12,06
7) на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи 10,78 5,94
8) на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения) 31,50 17,36
9) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) и искусственных сооружений на них, в том числе в границах МО (с включением их в сеть дорог общего пользования), а также на капитальный ремонт подъездов к сельским населенным пунктам для последующей приемки их на баланс субъектов Российской Федерации или МО, осуществляемые в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)», на 2009 г. 78,19 43,09
10) на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей), на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. 23,26 12,82

* О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.: федер. закон № 204-ФЗ от 24.11.2008 г. // Консультант Плюс.

Задача 5. Проанализируйте приведенные далее финансовые показатели доходов Федерального бюджета. Какие источники обеспечивают наибольшее поступление неналоговых средств?

Пошлины в структуре доходов Федерального бюджета за 2008 г. *

Доходы Федерального бюджета Сумма, млрд р.
Государственная пошлина 33, 68
Доходы от внешнеэкономической деятельности 3 584,95
Таможенные пошлины, всего 3 484,87
Ввозные таможенные пошлины 625,57
Вывозные таможенные пошлины 2 859,29
В том числе:
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 1 784,80
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 490,21
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 522,60
Прочие вывозные таможенные пошлины 61,69
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 114,04
Патентные пошлины 2,02
Всего: 9 274,10

* Отчет об исполнении Федерального бюджета России // Официальный сайт Федерального казначейства России – www.roskazna.ru.

Задача 6. Как видно из приведенных выше данных, государственная пошлина имеет незначительный удельный вес (0,36%) в доходах Федерального бюджета. Размеры государственной пошлины регулируются ст. 333.19–333.34 НК РФ как компенсация затрат на оказание государственных услуг. Аргументируя данными о размере государственной пошлины, обоснуйте учет имущественного и другого положения плательщика при определении ставки государственной пошлины.

Ставки государственной пошлины
за совершение юридически значимых действий

Юридически значимые действия Размер пошлины, р.
Нотариальные действия:
За удостоверение доверенностей на право пользования или распоряжения имуществом:
близким родственникам
другим физическим лицам
За удостоверение доверенностей на право пользования или распоряжения автотранспортными средствами:
близким родственникам
другим физическим лицам
За удостоверение соглашения об уплате алиментов
За удостоверение брачного договора
За совершение морского протеста 30 000
За удостоверение доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в случаях, если такое удостоверение обязательно
За удостоверение сделок, предмет которых не подлежит оценке и которые в соответствии с законодательством должны быть нотариально удостоверены
Акт гражданского состояния:
За государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства
За государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени
За выдачу физическим лицам справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов
Действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из него, а также с въездом в РФ или выездом из РФ:
За выдачу паспорта гражданина РФ для выезда из РФ и въезда в РФ, удостоверяющего личность гражданина за пределами территории РФ и на территории РФ
За выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина за пределами территории РФ, гражданину в возрасте до 14 лет
За выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, а также за продление срока действия такого разрешения
За выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников 3 000
За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства 1 000
По делам, рассматриваемым Конституционным судом РФ, субъектов РФ:
При направлении жалобы организацией 4 500
При направлении жалобы физическим лицом
При обращении организации 3 000
При обращении физического лица

Задача 7. Какие контрольные задачи реализуются Федеральной миграционной службой РФ квотированием иностранной рабочей силы? Ознакомьтесь с данными таблицы. Какие субъекты РФ и почему наиболее нуждаются в привлечении мигрантов на региональный рынок труда?

Распределение квоты
на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства
разрешений на временное проживание в России на 2014 г.
по субъектам РФ

Регион Квота, чел. Регион Квота, чел.
Белгородская область 2 500 Республика Башкортостан 4 950
Брянская область 1 800 Республика Марий Эл 1 050
Владимирская область 2 000 Республика Мордовия
Воронежская область 4 000 Республика Татарстан 15 000
Ивановская область Удмуртская Республика
Калужская область 7 500 Чувашская Республика 1 050
Костромская область 1 400 Пермский край 4 500
Курская область 2 350 Кировская область 1 000
Липецкая область 1 500 Нижегородская область 6 500
Московская область 10 000 Оренбургская область 5 300
Орловская область 2 000 Пензенская область 3 500
Рязанская область 3 700 Самарская область 2 500
Смоленская область 3 500 Саратовская область 3 506
Тамбовская область 1 500 Ульяновская область
Тверская область 1 950 Курганская область 1 100
Тульская область Свердловская область 10 000
Ярославская область Тюменская область 1 000
город Москва 1 500 Челябинская область 5 000
Республика Карелия 1 400 Ханты-Мансийский АО – Югра
Республика Коми 1 200 Ямало-Ненецкий автономный округ
Архангельская область Республика Алтай
Вологодская область 2 000 Республика Бурятия 1 500
Калининградская область 2 500 Республика Тыва
Ленинградская область 2 500 Республика Хакасия
Мурманская область 2 000 Алтайский край 4 700
Новгородская область 2 000 Забайкальский край 2 500
Псковская область 2 000 Красноярский край 3 000
город Санкт-Петербург 2 500 Иркутская область 1 790
Ненецкий автономный округ Кемеровская область 3 000
Республика Адыгея 1 965 Новосибирская область 4 000
Республика Дагестан 1 600 Омская область 3 500
Республика Ингушетия Томская область 1 500
Кабардино-Балкарская Республика Республика Саха (Якутия) 2 500
Республика Калмыкия Камчатский край 1 200
Карачаево-Черкесская Республика Приморский край 2 500
Республика Северная Осетия 1 350 Хабаровский край 1 100
Чеченская Республика Амурская область 1 200
Краснодарский край 5 000 Магаданская область 1 400
Ставропольский край 3 000 Сахалинская область
Астраханская область Еврейская автономная область 2 100
Волгоградская область 3 500 Чукотский автономный округ
Ростовская область 3 000 Всего по России: 200 345


3487235632969981.html
3487268465716599.html
    PR.RU™