История развития стандартизации

В настоящее время в центре экономической политики любого раз» витого государства стоят задачи повышения технического уровни, безопасности и качества продукции и услуг для достижения конкурентоспособности на мировом рынке.

Одним из наиболее эффективных средств регулирования безопасности и качества является стандартизация. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых дает основание считать ее качественной и способствует выполне­нию требований технических регламентов.

Предпосылки для развития стандартизации закладывались с древности. Возникала необходимость отбирать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью повторного их использования. Так, например, более чем за два тысячелетия до нашей эры китайцы приме­няли единую систему пяти мер. Единицей системы было расстоянии между двумя узлами бамбукового шеста. В древности на складах Японии продавались различные строительные детали стандартных размеров, готовых к употреблению. В качестве строительного стандар­та применялась специальная циновка — татами, соответствующая раз­мерам взрослого японца. В древнем Египте и у древних римлян применяли стандартный кирпич и стандартный диаметр водопровод­ных труб.

Широкое распространение получила стандартизация при переходе к машинному производству. В 1785 г. француз Леблан изготовил 50 оружейных замков, каждый из которых подходил для любого из одновременно изготовленных ружей.

В 1875 г. в Париже представители 19 государств приняли Между­народную метрологическую конвенцию и учредили Международное бюро мер и весов. Эта организация стала началом создания международной стандартизации.

В 1926 г. создана Международная ассоциация по стандартизации – ИСА, которая в 1939 г. была преобразована в международною организацию по стандартизации ИСО.

В настоящее время практически каждая страна мира имеет развитую систему национальной стандартизации.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена пни IV (Грозного), когда были введены стандартные калибры для пушечных ядер - кружала.

Наиболее широко внедрялась стандартизация при Петре I. Были разработаны строительные и оружейные «штандарты». При постройке галер одна галера использовалась в качестве эталона. Были введены технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, организованы правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске, где проводилась тщательная проверка качества экспортируемого осеней сырья (древесины, льна, пеньки и др.).



Однако в России идеи национальной стандартизации не имели широкого распространения вплоть до начала XX века, так как до революции в стране было много иностранных предприятий, которые использовали свои стандарты.

Только в 1925 г. был создан Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны (официальное начало государственной стандартизации в России). Комитетом были введены первые общесоюзные стандарты - ОСТы, обязательные для всех организаций и предприятий страны. Первый общесоюзный стандарт ОСТ 1 разработан на пшеницу «Пшеница. Селекционные сорта зерна».

В 1940 г. был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория - государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ).

И годы Великой отечественной войны (1941-1945) стандартизация стране была полностью подчинена нуждам обороны. Однако в послевоенные годы необходимость восстановления народного хозяйства воклекла за собой расширение работ по стандартизации и создание государственной системы стандартизации.

В 1954 г. Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. В 1965 г. после выхода постановления Совета Министров СССР «Об улучшении работ по стандартизации в стране» была создана целая сеть научно-исследовательских институтов, изучающих научные основы стандартизации. В 1968 г. утвержден комплекс стандартов «Государственная система стандартизации», установивший единый порядок разработки, утверждения, регистрации, издания, о ращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления экономикой. Согласно ГОСТ 1.0 - 68 были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (PCX), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятий (СТП). В 1970 г, постановлением Совета Министров СССР «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» были введены экономические санкции к предпри­ятиям, допустившим изготовление и реализацию продукции с отступлением от требований стандартов и технических условий. В 1983 были приняты постановления «Об обеспечении единства измерений в стране» и «О государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в СССР», а в 1985 г, - постановление «Об организации работ по стандартизации в СССР». В этих документах установлено, что стандарты подлежат разработке на основе высших достижений отечественной и зарубежной науки и техники и должны содержать перспек­тивные требования к продукции и обеспечивать конкурентоспособность ее на мировом рынке.



В 1990 г. постановлением Совета Министров СССР «О совершен­ствовании организации работы по стандартизации» были определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отноше­ния и интеграции ее в мировое экономическое пространство, В поста­новлении реализованы основные положения концепции государствен­ной системы стандартизации, главная идея которой - приведение на­циональной системы стандартизации в соответствие с международной практикой. Основными положениями постановления являются уста­новление в стандартах двух категорий требований к качеств) продук­ции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относятся тре­бования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяе­мость и совместимость продукции); переход на прямое применение в качестве государственных стандартов международных и националь­ных стандартов зарубежных стран, если требования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

Образование в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм их сотрудничества в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительство государств-участников СНГ подписало 13 марта 1992 г. «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации. метрологии и сертификации». Был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Подписание Соглашения и последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.

В 1993 г. был принят закон Российской Федерации «О стандартизации», в котором установлены правовые основы стандартизации в России, обязательные для всех государственных органов управления, предприятий, предпринимателей и общественных объединений, и определены меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. С введением этого закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязатель­ные, так и рекомендуемые требования.

Для периода 1992-2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:

- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.;

- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными стандартами в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;

- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем менеджмента качества, соответствующих ним стандартам.

Принятие Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, что необходимо для вступления России в ВТО и устране­нии технических барьеров в торговле.

Таким образом, в формировании ГСС РФ можно выделить три этапа:

1-й этап - начальный - ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России;

2-й этап - переходный (2003- 2010 гг.) - преобразование Государ­ственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный;

3-й этап - окончание формирования национальной системы стан­дартизации - системы, возглавляемой негосударственной организаци­ей и базирующейся на национальных стандартах только добровольно­го применения.

Сущность стандартизации

Термин «стандартизация» появился в русском техническом словаре в послереволюционные годы под влиянием зарубежного опыта техни­ческого производства. В 1962 г. Международная организация по стан­дартизации ИСО приняла первое определение стандартизации, которое потом периодически уточнялось и менялось, что отражало развитие стандартизации.

Согласно Закону РФ «О техническом регулировании», стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Согласно ст. 11 ФЗ стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасно­сти жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюде­нию требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и изме­рений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Для осуществления данных целей перед стандартизацией постав­лены следующие задачи:

- обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

- установление оптимальных и прогрессивных требований к но­менклатуре и качеству выпускаемой продукции в интересах потребителя и государства;

- определение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- унификация конструктивных частей изделий;

- введение метрологических норм, правил, положений и требований;

- оптимизация технологических процессов с целью экономии ма­териальных, энергетических и людских ресурсов;

- создание и введение систем классификаций и кодирования тех­нико-экономической информации.

Объектом (предметом) стандартизации являются продукция, про­цесс или услуга, на которые разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может ка­саться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (рис. 1.1).

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязан­ных объектов стандартизации. Например, предприятия общественного питания являются областью стандартизации, а объектами стандартиза­ции могут быть технологические процессы, оборудование, безопас­ность и качество пищевых продуктов и т.д.

Рис. 1.1. Классификация объектов стандартизации

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации зависит от того, участники какого геогра­фического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. В связи с этим различают:

- международную стандартизацию, если участие в стандартиза­ции открыто для соответствующих органов любой страны;

- региональную стандартизацию - деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, по­литического или экономического региона мира;

- национальную стандартизацию - стандартизация в одном кон­кретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: государственном, отрасле­вом уровнях, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, пред­приятий (фабрик, заводов) и учреждений;

- административно-территориальную стандартизацию - стан­дартизация, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.).

Механизм стандартизации осуществляется в четыре этапа [2].

1. Отбор объектов стандартизации. Определяется совокупность объектов и действий с ними (например, необходимо унифицировать оформление определенной документации, которая ведется фирмами разными способами).

2. Моделирование объекта стандартизации (например, чаще данная документация оформляется в одном стиле, отображая существенные признаки и структурные элементы),

3. Оптимизация модели. В разных фирмах варианты оформления документа могут быть разными. В частности, возможен разный состав реквизитов, различное их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизации - унифицировать документ, отобрав наи-1учший вариант состава реквизитов, необходимый уровень оформле­нии, оптимальный формат бланка. Оптимальное решение принимается общенаучными методами и методами стандартизации (симплификация, типизация и т.д.). В результате преобразования получается опти­мальная модель стандартизируемого объекта.

4. Стандартизация - разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.


3484308000575723.html
3484374571890237.html
    PR.RU™